Secondary menu

История завода

Омский завод транспортного машиностроения.

История завода началась в 1897 году, когда в связи с постройкой транссибирской железнодорожной магистрали в г. Омске были организованы  мастерские по ремонту подвижного состава. В дальнейшем завод несколько раз менял свое название:

  • 1897г. – Главные железнодорожные мастерские;
  • 1930г. – Паровозоремонтный завод им. Рудзутака (ПВРЗ);
  • 1941г. – завод № 173 танковой промышленности;
  • 1942г. – завод № 174;
  • 1946г. – завод № 174 им. Ворошилова; 
  • 1965г. – завод имени Октябрьской революции;
  • 1988г. – Производственное объединение «Завод транспортного машиностроения» имени Октябрьской революции;
  • 2000г. – Государственное унитарное предприятие «Омсктрансмаш».

ПО «Завод транспортного машиностроения» - это первое специализированное танковое предприятие и единственное предприятие, имеющее замкнутый технологический цикл танкового производства.

В ноябре 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны Паровозоремонтный завод  был переведен из системы наркомата путей сообщения в наркомат танковой промышленности. На территории предприятия к этому времени было размещено оборудование эвакуированного Ворошиловградского паровозостроительного завода. Так был создан  завод № 173 танковой промышленности в г. Омске, которому было поручено организовать освоение и выпуск танков Т-50 параллельно с Ленинградским заводом им. Ворошилова № 174. Когда в марте 1942 г. Ленинградский завод перебазировался в Омск, Омский завод получил номер 174.

В январе 1942 года ГКО принял решение снять с производства танк Т-50 и перейти к выпуску танка Т-34. Организовать производство данной техники было поручено Омскому заводу. Всего за годы войны на предприятии было изготовлено около 7000 танков Т-34, которые по праву считались лучшими танками периода  Второй мировой войны.

 


За труд в годы войны 399 работников завода были награждены орденами и медалями разного достоинства. Более 8 тысяч человек награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

И в послевоенное время продукция предприятия не утратила своей актуальности, на заводе продолжалось освоение и выпуск новых изделий гражданской и военной продукции:

- боевая техника -

  • танки Т-34, Т-54, Т-55, 55К, 55А, 55АК, Т-80, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80БВК, Т-80У,80УК;
  • спецкраны;
  • танковые огнеметы;
  • плавсредства;
  • артиллерийские установки на танковой базе;
  • военные мостоукладчики.

- гражданская продукция -

  • угледобывающий комбайн системы Макарова (с 1945 по 1948 гг.);
  • гидравлические амортизаторы (с 1957 г.);
  • универсальный колесный трактор  и на его основе экскаватор одноковшовый (с 1993 г.).            

 


Коллектив Омского танкостроительного завода награжден орденами:

  1. Трудового Красного Знамени (1940 г.) – за образцовое выполнение правительственных заданий по укреплению обороноспособности страны;
  2. Отечественной войны 1 степени (1945 г.) – за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по организации массового производства танков и обеспечение ими Красной Армии;
  3. Знаком Почета (1975 г.) – за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники;
  4. Ленина (1981 г.) – за успешное освоение серийного производства нового изделия и досрочное выполнение заданий десятого пятилетнего плана по всем технико-экономическим показателям.

 


На вечное хранение заводу переданы 4 знамени:

  1. Государственного Комитета Обороны;
  2. ВЦСПС и наркомтанкопрома;
  3. Министерства обороны и ЦК Союза;
  4. Ленинского Райкома и Райисполкома.

 

Конструкторское бюро транспортного машиностроения.

Конструкторское бюро транспортного машиностроения  формировалось и развивалось с 1924 по 1940 годы при заводе № 174 в Ленинграде. В 1942 году вместе с Ленинградским танковым заводом № 174 КБ было эвакуировано в г. Омск.

Распоряжением Правительства № 890рф от 21 марта 1958 года отдел Главного конструктора завода № 174 преобразован в самостоятельное специализированное Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) ОКБ-174.

10 февраля 2004 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ предприятию присвоен статус Федерального научно-производственного центра. В октябре 2008г. ФГУП «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» было приватизировано путем преобразования в Открытое Акционерное Общество «КБТМ».

 

Общая история.

В 2008 году ОАО КБТМ приобрело 90% имущественного комплекса, принадлежащего ранее Государственному унитарному предприятию «Омсктрансмаш» и предназначенного для производства, ремонта и модернизации бронетанковой техники.

29 января 2010 года ОАО КБТМ вошло в состав Открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского.

В декабре 2010 года ОАО КБТМ приобрело оставшуюся часть производственных мощностей ГУП «Омсктрансмаш», предназначенных для производства металлургической продукции.

8 июля 2014 года ОАО КБТМ переименовано в ОАО "Омский завод транспортного машиностроения (ОАО "Омсктрансмаш"). С 29 июня 2015 в соответствии с блоком поправок в ГК РФ, посвященных изменению правового регулирования в отношении юридических лиц, ОАО "Омский завод транспортного машиностроения" переименовано в АО "Омский завод транспортного машиностроения" (АО "Омсктрансмаш").