История омского танкостроения: техника, выпускаемая на Омсктрансмаше, представлена на танковой аллее в Москве

В этом году в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020» организована уникальная выставочная площадка, посвященная развитию танкостроения в России. Гости мероприятия могут проследить эволюцию отечественной военной техники и впервые увидеть линейку исторических, а также современных танков и бронеавтомобилей из музейных фондов Минобороны России и предприятий оборонной промышленности. В состав экспозиции вошли практически все танки, произведенные за вековую историю в нашей стране. Почетное место на открытой площадке в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» заняли и танки, выпускаемые в разные годы на Омском заводе транспортного машиностроения (в составе АО «Концерн «Уралвагонзавод» входит в Госкорпорацию «Ростех»).

История выпуска танков в Омске насчитывает почти 80 лет, она берет свое начало со времен Великой Отечественной войны, когда паровозоремонтный завод имени Рудзутака был передан из системы Наркомата Путей Сообщения в Наркомат танковой промышленности. Всего с 1941 года из стен завода вышло около 30 000 танков разных модификаций.

На выставке, посвященной вековому юбилею танкпрома, можно увидеть Т-34-85, Т-54, Т-55, а также Т-80БВМ.

T-34-85 является последней модификацией знаменитой советской «тридцатьчетверки». На Омсктрансмаше его выпуск начался с 1944 года, а ранее завод работал над обеспечением фронта танками Т-34-76. Всего за годы ВОВ силами омичей было выпущено 6921 Т-34 разных модификаций. 

Чертежи первого послевоенного танка – Т-54 – поступили в Омск в 1946 году, а подготовка их производства началась с 1947-го. До конца 1948 года было создано 90 машин, после чего началась разработка новой модификации. В период с 1950 по 1958 год на заводе № 174 было построено 2473 Т-54. В 1958-1978 годах создано 12870 единиц танков Т-55, Т-55К, Т-55А, Т-55АК. В 1970-е годы Т-55 изготавливались главным образом для поставок за рубеж, их получили в общей сложности 86 стран мира. Начиная с 1962 года конструкторское бюро омского завода стало головным по танку Т-55А, а Омсктрансмаш с 1965 году превратился в единственного в СССР его производителя.

С 1976 года начались работы по производству танков Т-80. В качестве основной производственной базы был выбран «Омсктрансмаш». Машина быстро совершенствовалась, появлялись ее модификации. Всего с 1978 по 1991 годы был выпущен 5391 танк Т-80Б и Т-80БВ.

Модернизация Т-80 продолжалась, с 1991 года приступили к выпуску Т-80У, всего с 1991 по 1996 годы их было выпущено 381. Позже был разработан командирский вариант танка Т-80У – танк Т-80УК, принятый на вооружение Российской армии в 1996 году. С 2019 года в войска Российской армии поставляется разработанный АО «Омсктрансмаш» танк Т-80БВМ.

Омсктрансмаш внес немалый вклад в развитие танковой отрасли страны.  Достижения завода и опытно-конструкторские работы в этой области были отмечены в докладе Андрея Сабаева, генерального конструктора АО «Омсктрансмаш», на тему «История танкостроения в Омске. Перспективы развития танка Т-80БВ», с которым он выступил 24 августа в рамках деловой программы на конференции «История развития отечественного танкостроения», организованной НТК ГАБТУ МО РФ.